Двигатели D4DD, D4DB, D4GA, D6DA, D6GA, D6BR, а так же их японские аналоги работают в высоких температурных режимах. При сгорании топлива цилиндр дизельного двигателя нагревается до 2000°С. А оптимальные эксплуатационные условия варьируются в пределах 80-100°С. Чтобы избежать деформации металла при многократных циклах расширения и сжатия, существует система охлаждения ДВС. Задача системы охлаждения – обеспечение оптимальной температуры среды, для правильной и продолжительной работы двигателя, а также для создания комфортной температуры внутри кабины грузовика.
Система охлаждения двигателя Hyundai (Хундай, Хэндай), Isuzu (Исузу), Hino (Хино), Fuso Canter (Фусо Кантер) и других марок коммерческого транспорта нуждается в регулярной диагностике и своевременном обслуживании. От системы охлаждения зависит производительность двигателя, стоимость текущего и капитального ремонтов.
Наиболее опасные периоды для двигателя грузовика считаются поздняя весна и лето. Риск перегрева повышается пропорционально температуре окружающей среды. Статистика показывает, что неисправности в работе охлаждающей системы становятся причиной до 35% случаев серьезных поломок двигателя грузовых автомобилей, которые приводят к дорогостоящему ремонту или полной замене силового агрегата.
Характерные неисправности в системе охлаждения двигателя Hyundai (Хундай, Хэндай), Isuzu (Исузу), Hino (Хино), Fuso Canter (Фусо Кантер):
Выше перечисленные дефекты, как правило приводят к критическому перегреву двигателя, деформации корпуса блока цилиндров и головки блока и, как следствие, выходу из строя двигателя.
Если диагностика системы охлаждения подтверждает наличие неисправностей, то перед ремонтом вся система охлаждения промывается специальными растворами, радиатор и головка цилиндров вывариваются от накипи.
В рамках регламентной диагностики проверяется полностью вся система охлаждения на предмет неисправностей. Это трудозатратный метод, но самый информативный и надежный. При диагностики проверяется каждый элемент системы:
Проверяется уровень антифриза. Недостаток охлаждающей жидкости приводит к перегреву двигателя, избыток – причина выдавливания жидкости через расширительный бачок.
Состояние охлаждающей жидкости. При наличии примесей в антифризе или тосоле жидкость мутнеет, и ее необходимо заменить. Средний срок службы охлаждающей жидкости 2-3 года.
Важно проверять герметичность системы охлаждения. Антифриз может подтекать из трещины в бачке, резиновых шлангов, термостата, радиатора, водяного насоса. Трещины, механические повреждения, ослабевшие стяжные хомуты – основные причины утечки. Проверяется подачей сжатого воздуха в систему.
Термостат важный узел системы охлаждения. Диагностика проводится без снятия с машины. Причиной не поломки может стать заедание устройства – неполное открытие, после прогрева жидкости или не закрывается после остывания.
Вентилятор радиатора системы охлаждения. Проверяется корректная работа устройства: своевременное включение, отключение.
Водяной насос (помпа). В негодность может прийти подшипник, привод помпы и разрушение крыльчатки. Также причиной некорректной работы могут стать износ уплотнителей и сальника.
Крышка радиатора охлаждения. Проверяется номинальное давление, состояние главного уплотнителя, предохранительные клапаны, герметичность на стенде.
Регламентная диагностика точно определяет даже незначительные неисправности системы охлаждения, которые в будущем могут стать причиной аварийной ситуации. Вовремя выявленный дефект позволит быстрого и не дорого отремонтировать систему охлаждения.
При плановом или капитальном ремонте системы охлаждения грузового автомобиля проводятся следующие действия:
Устраняются основные неисправности этого элемента системы охлаждения: изгиб, разрывы трубок, повреждения пластин, трещины на баках. В неразборной части трубки отпаиваются. Затем меняются на новые запчасти, или восстанавливаются. В случае большого количества повреждений ремонт интеркулера радиатора предполагает полную переборку сердцевины. Трещины в бачках (верхних и нижних) завариваются или заделываются составами на основе эпоксидных смол. После проведения всех необходимых работ, радиатор вновь проверяется на герметичность. Но в большинстве случаев повреждения настолько критичны или срок эксплуатации радиатора подошел к концу, что элемент подлежит только замене.
Подводящие и отводящие антифриз патрубки охлаждающей системы подвержены температурным испытаниям. Рано или поздно шланги системы охлаждения теряют свои эксплуатационные свойства и подлежат замене. Процесс замены требует аккуратности и определенной последовательности действий, чтобы не повредить хрупкие горловины радиатора. Из системы сливается жидкость, откручиваются хомуты на поврежденном патрубке и деталь осторожно демонтируется. Замена происходит в обратной последовательности. После залива антифриза система проверяется на предмет утечек.
Неисправность термостата влияет на комфорте передвижения и расходе топлива: зимой машина плохо прогревается, в кабине холодно. Замена производится при остывшем двигателе. Старый термостат снимается, удаляются уплотнения или остатки герметика с посадочной поверхности. Перед установкой новой запчасти внимательно осматриваются шланги, водяной насос и крышка радиатора. По окончанию работ система проверяется на утечки при холодном и горячем двигателе.
Замена датчика температуры требуется относительно редко. Чаще всего повреждения происходят по причине механического воздействия. Профессиональная замена датчика занимает малое количество времени. Из системы сливается антифриз (тосол), поврежденный прибор аккуратно выкручивается и меняется на новый.
Слабыми местам этого узла считаются сальник и подшипники. Основные поломки связаны именно с износом элементов узла. Неисправности насоса проявляются свистом, протечками по валу, нарушениями в перекачке жидкости (перегрев двигателя за счет износа лопастей). Процесс замены помпы (водяного насоса) трудоемкий, требуется квалификации специалиста. Перед установкой нового насоса уплотняющие поверхности очищаются, монтируются прокладки, наносится тонкий слой герметика. Своевременная замена помпы обеспечивает надежную защиту от перегрева.
Диагностика и плановый ремонт системы охлаждения – обязательные условия безаварийной эксплуатации грузового авто. Профилактику системы охлаждения необходимо проводить в рамках регулярного техосмотра, тогда двигатель будет бесперебойно работать многие годы и не потребует дорогостоящего сервисного обслуживания.